Носили соответствующие костюмы и ма- спине своего сотоварища, который носки,

Которые ведут свое происхождение сит конскую маску и, кроме того, имеет

От костюмов и масок, употреблявшихся хвост. Хоревт-конь наклонился вперед

Участниками комоса (веселое пьяное и опирается руками на колена, чтобы

шествие — не путать с коммосом!) на лучше держать на спине хоревта-всад-

Сельских празднествах в честь Диони- ника.

ГЛАВА v

ЗДАНИЕ И ЗРИТЕЛИ ГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА

Устройство греческого театра. Театр в Эпидавре. Театральные декорации.

Театральные машины. Зрители

УСТРОЙСТВО ГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА

Ранее указывалось, что уже в древнейшее

Время в Греции исполнялись

Хоровые песни и пляски на праздниках

В честь богов и особенно на праздниках

В честь Диониса. Для таких празднеств

Была необходима круглая танцевальная

Площадка. На ней давались и примитивные

Сценические представления. Такая

площадка называлась «орхестрой»

(от глагола dp%£0|bica «танцую»). Сначала

Вокруг этой танцевальной площадки

Располагались и зрители. Но постепенно

Праздники становились все более

Блестящими, все более увеличивалось

И количество зрителей на них. Поэтому

Для публики стали устраивать особые

Места, преимущественно на склонах гор

Или холмов. Так, в Афинах склоны

Ареопага и Акрополя сами по себе

Представляли удобные места для зрителей.

Вначале места устраивались

Только для должностных лиц и жрецов,

Но потом начали сооружать их и для

Остальных зрителей. Эти места шли

Дугообразно, замыкая орхестру. Зрительные

Места назывались у греков

'Oeaxpov—«тёатрон»(от глагола Oeaofiai—

«смотрю»). Только позже слово «театр»

Стало обозначать все театральное здание.

В середине орхестры стоял алтарь Диониса

(фимёла) для жертвоприношений

Перед началом состязаний. На ступенях

Алтаря — вероятно, уже с древнейших

Времен — было место флейтиста, который

Аккомпанировал пению или танцам хора.

Когда же из хора выделился актер,

Он тоже выступал или на ступеньке

Алтаря, или у его подножия. Незначительной



Разницы в высоте между поверхностью

Орхестры и подножием алтаря

было достаточно, чтобы выделить^актера

Из окружающего его хора и сделать

Его заметным для зрителей.

В VI в. до н. э. театральное здание

Имело, таким образом, еще очень простой

Вид. Но в V в. оно начинает очень

Сильно усложняться. В это время драма

Достигает высшего расцвета, праздники

Становятся все более пышными

И иногда собирают в городах десятки

Тысяч зрителей. Надо было подумать

О помещении более просторном и более

Прочном. Поэтому теперь, устраивая

Возвышения для мест, стали употреблять

Там, где это требуется, землю

И камень, но самые сиденья оставались

Еще деревянными. В V в. до н. э., насколько

Можно судить по раскопкам,

Не было еще ни одного театра с каменными

Сиденьями. Орхестра остается

И в это время почти неизменной, но

К ней присоединяется особое сооружение,

известное под названием «скены».

Что в переводе на русский язык обозна-

Щ Глава V

\

I i l l i 1 i i

План театра Диониса в Афинах

(по Дёрпфельду)

Здание и зрители греческого театра 65

чает «шалаш» или «палатка». Скена

Находится вне круга орхестры, а позже

— на ее касательной. Введение скены

В первой половине V в. приписывается

Эсхилу. Надо думать, что сооружение

Скены претерпевало изменения.

Вначале это была, вероятно, просто

Палатка, где переодевались и меняли



Маски актеры. Но потом для этой цели

Стали использовать временное деревянное

Строение, ломая его всякий раз

пос::с окончания состязаний. Еще позже

Начали воздвигать постоянное сооружение,

В котором изменяли только

В соответствии с требованиями пьесы

переднюю стену. В связи с введением

В V в. до н. э. театральных машин стало

Необходимо согласовывать постройку

Скены с акустическими требованиями —

Менять ее размеры и положение по отношению

К орхестре. Передняя стена

Скены начинает теперь играть большую ч роль в оформлении спектакля. В трагедии

Она изображает фасад дворца

Или храма, палатку вождя и т. п.,

В комедии обычно частные жилища,

А иногда при пародировании трагедии

Также жилища богов и героев. Если

Раньше действие развивалось перед алтарем

Или в священной ограде храма,

То теперь благодаря сооружению скены

И введению расписных декораций (что

Приписывали Софоклу) действие происходило

Как бы на площади перед дворцом,

Храмом и т. п. Декорация скены

Могла иметь вид колоннады, обозначающей

Вход во дворец или портик


6117748637375468.html
6117822072048060.html
    PR.RU™