1. Понятие юридической техники.
2. Юридическая техника и юридическая технология.
3. Юридическая техника и законодательная техника.
4. Теория юридической техники и общая теория права.
5. Место теории юридической техники в системе юридических наук.
6. Предмет и структура юридической техники.
7. Методология теории юридической техники.
8. Юридические конструкции: понятие, виды.
9. Презумпции в праве.
10. Юридические презумпции как прием юридической техники.
11. Фикции в праве.
12. Юридические фикции как прием юридической техники.
13. Правоустановительная техника.
14. Правореализация: социологический и формально-юридический аспекты.
15. Законотворчество и иные формы правоустановления государства.
16. Правовое регулирование и правовое воздействие.
17. Сфера правового регулирования.
18. Правовые акты: понятие, виды.
19. Нормативные правовые акты: понятие, виды.
20. Юридическая техника подзаконного (ведомственного) нормотворчества в Российской Федерации.
21. Правовое регулирование законодательной деятельности в России.
22. Нормативные акты, содержащие технические нормы.
23. Язык правовых документов.
24. Требования, предъявляемые к стилю языка правовых актов.
25. Понятие и виды терминов в законодательстве.
26. Технико-юридическая проблема возможности заимствования терминологии.
27. Проблема единообразия терминов в действующем законодательстве.
28. Роль и значение норм-дефиниций в языке правовых документов.
29. Требования, предъявляемые к дефинициям в праве.
30. Технико-юридические правила действия юридических норм во времени.
31. Ретроспективное действие закона.
32. Формы правореализации.
33. Место правоприменения в юридической практике.
34. Интерпретационные правовые акты.
35. Законотворчество субъектов РФ: технико-юридические особенности законодательной деятельности в федеративном государстве.
36. Концепция закона как технико-юридический прием правотворчества.
37. Техника ведомственного нормотворчества в РФ.
38. Норма права и норма закона: признаки, структура, виды.
39. Регулятивные и охранительные нормы закона как форма объективации трехэлементной структуры нормы права.
40. Законодательные коллизии: понятие и виды.
41. Юридическая техника упорядочения нормативных правовых актов: понятие, виды.
42. Техника учета нормативных правовых актов.
43. Кодификация как деятельность нормотворческих органов. Виды кодификации.
Темы для практико-ориентированного задания (блок № 2)
Практико-ориентированное задание заключается в проведении по просьбе преподавателя интервьюрования или консультирования.
Части студентов из академической группы может быть дано задание составить исковое заявление, апелляционную жалобу либо иного рода процессуальный документ по выданной фабуле:
1. Составьте исковое заявление о взыскании суммы займа при наличии письменного договора между сторонами и расписки о получении денежных средств;
2. Составьте апелляционную жалобу на решение Ленинского районного суда города Екатеринбурга о восстановлении работника на работе;
3. Составьте ходатайство о назначении земельно-устроительной экспертизы по делу, находящемуся на рассмотрении Арбитражного суда Свердловской области;
4. Составьте ходатайство о вызове свидетелей в Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга;
5. Напишите заявление об отмене заочного решения;
6. Составьте договор купли-продажи автомобиля;
7. Составьте договор аренды офисного помещения.
8. Составьте претензию о необходимости погашения суммы задолженности.
Дисциплина «юридический практикум» по существу первое серьезное знакомство студентов с практической стороной юридической профессии, в которой один из основных аспектов является владение навыками написания процессуальных документов и умение быстро сориентироваться относительно ранее не известного вопроса, оперативно найти оптимального решение вопроса.
Тестирование для проведения промежуточного контроля
По юридической технике
Внимание: При ответе следует выбрать один из предложенных вариантов.
Вопрос | Варианты ответов | ||
Постановления и | распоряжения | а) с момента опубликования; | |
Правительства РФ вступают в силу: | б) со дня их подписания; | ||
в) со дня регистрации в Министерстве юстиции РФ; | |||
г) со дня рассылки исполнителям. | |||
Регистрация | нормативных | а) 10 дней; | |
правовых | актов | федеральных | б) 20 дней; |
органов | исполнительной власти | в) 15 дней; |
производится | Министерством | г) 1 месяц. | |||||||||||
юстиции РФ в срок: | |||||||||||||
В | случае | обнаружения | а) | информирует | федеральный | орган | |||||||
несоответствия | действующего | исполнительной власти; | |||||||||||
нормативного | правового акта | или | б) вносит предложение в Правительстве РФ об | ||||||||||
не | прошедшего | регистрацию, | отмене такого акта; | ||||||||||
конституции | и | федеральному | в) принимает участие в доработке акта; | ||||||||||
законодательству, то Министерство | г) | требует | от | федерального | органа | ||||||||
юстиции РФ: | исполнительнойвластидоработатьакти | ||||||||||||
представить его на регистрацию. | |||||||||||||
Правительство РФ вправе: | а) | отменить, | приостановить | действие | |||||||||
нормативных правовых актов федеральных органов | |||||||||||||
исполнительной власти; | |||||||||||||
б) внести изменения и дополнения в | |||||||||||||
действующие | нормативные | правовые | акты | ||||||||||
федеральных органов исполнительной власти; | |||||||||||||
в) не имеет право отменить, приостановить | |||||||||||||
действие | нормативных | правовых | актов | ||||||||||
федеральных органов исполнительной власти; | |||||||||||||
г) направить на доработку нормативные | |||||||||||||
правовые | акты | федеральных | органов | ||||||||||
исполнительной власти. | |||||||||||||
Право законодательной | а) законопроектов РФ о поправках к | ||||||||||||
инициативы в Государственную | Конституции РФ, федеральных конституционных и | ||||||||||||
Думу РФ осуществляется в форме: | федеральных | законов, | о | внесении изменений и | |||||||||
дополнений | в | действующие | законы | РФ, | |||||||||
предложений на разработку законопроектов; | |||||||||||||
б) законопроектов РФ о поправках к | |||||||||||||
Конституции РФ, федеральных конституционных и | |||||||||||||
федеральных законов, о внесении изменений и | |||||||||||||
дополнений в действующие законы РФ, о | |||||||||||||
признании этих законов утратившими силу, о | |||||||||||||
неприменении их на территории РФ, предложений | |||||||||||||
на разработку законопроектов; | |||||||||||||
в) законопроектов РФ о поправках к Конституции | |||||||||||||
РФ, федеральных конституционных и федеральных | |||||||||||||
законов, о внесении изменений и дополнений в | |||||||||||||
действующие законы РФ, о признании этих законов | |||||||||||||
утратившими силу, о неприменении их на | |||||||||||||
территории РФ, поправок к законопроектам; | |||||||||||||
г) законопроектов РФ о поправках к | |||||||||||||
Конституции РФ, федеральных конституционных и | |||||||||||||
федеральных законов, о внесении изменений и | |||||||||||||
дополнений в действующие законы РФ, о | |||||||||||||
признании этих законов утратившими силу, о | |||||||||||||
неприменении их на территории РФ, поправок к | |||||||||||||
законопроектам, предложений на разработку | |||||||||||||
законопроектов. | |||||||||||||
В | таблицах | поправок, | а) текст законопроекта, к которому предлагается | ||||||||||
определенных | Регламентом | поправка, данные об авторе поправки, содержание | |||||||||||
Государственной | Думы | РФ | поправки, новую редакцию текста законопроекта с | ||||||||||
излагаются следующие материалы: | учетом | предлагаемой | поправки, | краткую |
мотивировку решения комитета, заключение
Правового управления Аппарата Государственной
думы РФ;
б) текст законопроекта, к которому предлагается поправка, данные об авторе поправки, содержание поправки, новую редакцию текста законопроекта с
учетом предлагаемой поправки, краткую
мотивировку решения комитета;
в) текст законопроекта, к которому предлагается
поправка, данные об авторе поправки, содержание
поправки, новую редакцию текста законопроекта с
учетом предлагаемой поправки, заключение
Правового управления Аппарата Государственной
думы РФ;
г) текст законопроекта, к которому предлагается поправка, данные об авторе поправки, содержание поправки, новую редакцию текста законопроекта с учетом предлагаемой поправки.
В заключении правовой экспертизы а) соответствует или не соответствует законопроект Правового управления Аппарата Конституции РФ, федеральным конституционным и Государственной Думы должно федеральным законам, не нарушена ли внутренняя
быть отражено: | логика законопроекта, нет ли противоречий внутри | |||
текста, выводы и предложения; | ||||
б) соответствует или не соответствует законопроект | ||||
Конституции РФ, федеральным конституционным и | ||||
федеральным законам, полностью ли приведен перечень | ||||
актов федерального законодательства, подлежащих | ||||
признанию утратившими силу, приостановлению, | ||||
изменению, дополнению или принятию в связи с | ||||
принятием данного законопроекта; | ||||
в) соответствует или не соответствует законопроект | ||||
Конституции РФ, федеральным конституционным и | ||||
федеральным законам, не нарушена ли внутренняя | ||||
логика законопроекта, нет ли противоречий внутри | ||||
текста, полностью ли приведен перечень актов | ||||
федерального | законодательства, | подлежащих | ||
признанию утратившими силу, приостановлению, | ||||
изменению, дополнению или принятию в связи с | ||||
принятием данного законопроекта; | ||||
г) соответствует или не соответствует законопроект | ||||
Конституции РФ, федеральным конституционным и | ||||
федеральным законам, отраслевым законодательным | ||||
актам, не нарушена ли внутренняя логика | ||||
законопроекта, нет ли противоречий внутри текста, | ||||
полностью ли приведен перечень актов федерального | ||||
законодательства, | подлежащих | признанию | ||
утратившими силу, приостановлению, изменению, | ||||
дополнению или принятию в связи с принятием данного | ||||
законопроекта. | ||||
Датой официального | а) дата первой публикации в средствах массовой | |||
опубликования постановления или | информации; | |||
распоряжения Правительства РФ | б) дата первой | публикации текста | в одном из | |
считается: | официальных изданий РФ; | ||||
в) дата публикации в виде отдельного издания; | |||||
г) опубликованы в официальных и иных печатных | |||||
зданиях, доведены до всеобщего сведения по | |||||
телевидению и радио, переданы по каналам связи. | |||||
Федеральные органы | а) постановления, приказы, распоряжения, | ||||
исполнительной власти вправе | правила, инструкции, положения, указания; | ||||
издавать: | б) | приказы, | распоряжения, | правила, | |
инструкции, положения, письма и телеграммы; | |||||
в) постановления, приказы, распоряжения, | |||||
правила, инструкции, положения; | |||||
г) постановления, приказы, распоряжения, | |||||
правила, инструкции, положения, указания и | |||||
письма. | |||||
Перерегистрации подлежат | а) в них внесены изменения и дополнения; | ||||
нормативные правовые акты | б) истек срок действия акта; | ||||
федеральных органов | в) допущены нарушения при регистрации; | ||||
исполнительной власти, если: | г) акт не доведен до исполнителей. | ||||
Подписанные нормативные | а) не позднее 5 дней; | ||||
правовые акты федеральных | б) не позднее 10 дней; | ||||
органов исполнительной власти | в) не позднее 15 дней; | ||||
представляются в Министерство | г) не позднее 20 дней. | ||||
юстиции РФ в срок: | |||||
Министерством юстиции РФ | а) акт не может вступить в силу; | ||||
признано, что акт не нуждается в | б) акт подлежит опубликованию; | ||||
государственной регистрации, то: | в) акт направляется на доработку; | ||||
г) акт вступает в силу. | |||||
При третьем чтении законопроекта | а) внесение поправок и возвращение к обсуждению | ||||
допускается: | законопроекта в целом; | ||||
б) внесение поправок и возвращение к обсуждению | |||||
его отдельных частей; | |||||
в) не допускается возвращение к обсуждению | |||||
законопроекта в целом, либо к обсуждению его | |||||
отдельных разделов, глав, статей; | |||||
г) не допускается внесение поправок, возвращение к | |||||
обсуждению законопроекта в целом, либо к | |||||
обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. | |||||
Органы государственной | а) Правительство РФ и Президент РФ; | ||||
власти, принимающие | б) Государственная Дума и Совет Федерации; | ||||
федеральные законы: | в) Правительство и субъекты Федерации; | ||||
г) Президент и Государственная Дума. | |||||
Нормативные правовые акты | а) подписаны (утверждены) руководителем; | ||||
федеральных органов | б) подписаны (утверждены) руководителем, | ||||
исполнительной власти считаются | зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и | ||||
изданными если: | доведены до исполнителей; | ||||
в) подписаны (утверждены) руководителем, | |||||
зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ, | |||||
опубликованы, разосланы исполнителям; | |||||
г) подписаны (утверждены) руководителем и | |||||
доведены до исполнителей. |
Нормативные правовые акты | а) наименование вида акта, его название, дата |
федеральных органов | подписания, должность и фамилия руководителя, |
исполнительной власти должны | подписавшего акт; |
содержать следующие реквизиты: | б) наименование органа, вида акта, его |
название, дата подписания, должность и фамилия | |
руководителя, подписавшего акт; | |
в) наименование органа, вида акта, его | |
название, дата подписания, его номер, должность и | |
фамилия руководителя, подписавшего акт; | |
г) вида акта, его название, дата подписания, | |
должность и фамилия руководителя, подписавшего | |
акт. | |
Официальному | а) все зарегистрированные акты; |
опубликованию подлежат | б) акты, затрагивающие права, свободы и |
следующие нормативные правовые | обязанности человека и гражданина или имеющие |
акты федеральных органов | межведомственный характер; |
исполнительной власти: | в) акты, не нуждающиеся в государственной |
регистрации; | |
г) акты, в государственной регистрации | |
которых отказано. |