ЖИЛЫЕ ИНТЕРЬЕРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Первые ряды (проэндрии) предназначались для почетных граждан решались в виде каменных кресел, воспроизводящих формы стульев и кресел.

Схема театра. Двухэтажное здание отделялось от театрона проходами. Иногда к зданию примыкали портики, выполняющие функцию фойе.

В эпоху эллинизма перед скенойпоявляется пристройка – проксений, перекрытие (логейон) становится дополнительным, а позже, когда хор исчезает из пьес, становится основным местом выступления актеров. Выход актеров на сцену (логейон) осуществлялся или по наружным лестницам, либо из второго этажа скены.

Греческие театры не имели внешнего объема и тесно связаны с окружающей природой. Главная черта – синтез интерьера театра и окружающей среды. Театральное действие воспринималось не плоскостно, а трехмерно, создавался эффект соучастия зрителей в игре актеров.

С перенесением места актеров на логейон связь актер-зритель несколько ослабевает, а само действие приобретает более картинный характер. В эпоху эллинизма был сделан первый шаг к сложению портальной сцены, которая будет господствовать в театральном интерьере с 17 по 20 вв.

Во II в. до н. э. В связи с возрастанием значения декораций в архитектуру скены вносится ряд новшеств. В глухой стене второго этажа устраивается 3-5 больших проемов, из которых выносились или выкатывались на тележках декорации.

Театры отличались хорошей акустикой, использовали различные маски.

Существовали небольшие театры, предназначенные для камерных музыкальных или поэтических представлений. Такие театры (одеон) имели деревянные или легкие палаточные перекрытия.

Булевтерии и Экклексиатерии,предназначенные для собраний (1,5 тысяч человек) состоял из прямоугольного в плане здания, к которому примыкал перистильный двор. Интерьер имел зал, в который вписан полуциркульный амфитеатр с площадкой-орхестрой в центре, повторяющий план греческого театра. Основные входы в нижний уровень зала вели из внутреннего двора, а из дополнительных дверей с улицы, поднявшись по угловым лесенкам, можно было попасть на верхнюю отметку зрительских мест. Стены зала были разработаны пилястрами, между которыми располагались окна. Деревянное перекрытие поддерживали 4 колонны.

Существовали зрительные залы с П-образной планировкой мест, в прямоугольнике имелись ступенчатые трибуны, вмещавшие 640 человек. Центр зала занимала прямоугольная площадка с алтарем. Лестницы, ведущие наверх располагались в углах амфитеатра и вдоль подпорных стен. По верхнему уровню зрительных мест зал обходила колоннада, поддерживающая перекрытие.



ЖИЛЫЕ ИНТЕРЬЕРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Свободный грек большую часть жизни проводил вне дома. На агорах и под портиками площадей шла торговля, велись философские споры, заключались торговые сделки, проводились петушиные бои, учителя занимались с учениками.

Значительные средства полисы тратили на монументальные культовые и общественные сооружения. Своим жилищам греки уделяли мало внимания и средств. Самыми распространенными материалами были сырцовый кирпич и бутовая кладка.

В эпоху эллинизма получают большой размах градостроительство. Городская ткань дифференцируется на регулярные по своей планировочной структуре зажиточные кварталы и бедную периферию с жилищами ремесленников и городской бедноты. Появляются дома, занимающие половину или всю территорию кварталов. Все больше внимания уделяется жилищу, его удобству и роскоши. Это приводит к изменению объемно - пространственой структуры жилого дома.

Исчезают древнейшие мегароны. Основной принцип застройки новых греческих городов эпохи классики довольно демократичен. Город имел регулярную планировку с пересекающимися под прямым углом улицами, делящими на отдельные кварталы. Кварталы состояли из блокированных жилых домов (19х20 м). Планировка домов была разнообразной, но в основе была общая принципиальная схема. Композиционным ядром жилого дома был внутренний дворик, расположенный на южной стороне застраиваемого участка. На северной стороне – жилые комнаты, перед которыми был портик – пастада (подобный тип жилого дома называется пастодным). Иногда пастада обрамляла внутренний двор с двух или трех сторон. При блокированной застройке смежные стены не имели светопроемов. Окна в наружных стенах были небольшими и располагались во вторых этажах. Освещение жилых интерьеров было за счет внутреннего двора или пастоду, которая служила защитой помещений от перегрева, зимой – тепловым тамбуром между двором и жилыми комнатами. В двухэтажных домах перекрытие пастады могло являться полом веранды верхних комнат



Греческий дом подразделялся на парадную часть – андрон, комнату для пиров, жилую половину, в которой важнейшей частью был ойкос–семейная столовая, хозяйственные службы.

Андрониногда называли мужской комнатой, так как женщины на пирах не6 присутствовали. Андрон был поднят на одну ступень вдоль стен. На эту ступень ставилась ложа для верующих. Обеденные столы были низкие и задвигались под ложа. После каждой смены блюд рабы подавали воду для мытья рук, ели руками.

Обогревались комнаты переносными жаровнями. Очаг находился в ойкосе, дым выходил через отверстие в стене под потолком в специальный дымоход, представляющий собой высокую узкую комнату, где был еще одни очаг. Часто в домах были ванные комнаты, где ванны имели вид загубленных в землю каменных или терракотовых кресел.

Отделка. Стены штукатурились и окрашивались. Характерно разделение стен по горизонтали на три разноцветные части (цвета варьировались, чаще встречался красный в сочетании с белым и желтым, отделенные вдавленными в штукатурку полосами). Полы выкладывались мозаикой из разноцветной гальки или колотых камушков, сюжеты -мифология, изображения животных, орнаментальные мотивы.

В хозяйственных помещениях и бедных домах полы били глинобитные с пробивкой известковым раствором. Полы на втором этаже были из досок по тростниковому настилу. Покрытия внутренних двориков мостились из каменных плит, посередине двора или по углам ставились жертвенники богам.

В эпоху эллинизма распространяется перистильный дом. Композиционным центром является внутренний двор, окруженный портиками с 4-х сторон Перистиль образует колоннада, решенная в ордерной система. (колонны с деревянным антаблементом). В богатых домах встречаются два перистиля. Часто внутри двора располагался бассейн с цистерной, где скапливалась дождливая вода. Перистили украшались декоративными растениями, скульптурой.

Характерна изолированность интерьеров от улицы. Дом замкнут внутри себя. И развивает помещения из перистиля., все отличало единство стиля (меандр, листья аканфа, пальметта, лотос, волна).

Стены главных помещений отделывались штуком и расписывались фресками. Сюжеты росписей – архитектурные элементы отделки интерьеров (квадры кладки, карнизы, архитектурный орнамент), иллюзорное пространство с вымышленной архитектурой, продолжающее реальное пространство интерьера. Стены могли быть закомпонованы большим количеством картинок с разнообразными сюжетами из мифологии и фантастическими архитектурными формами. Такие картины либо писали на стене или просто вешали на стенах. Использовали приемы светотени, световоздушной перспективы, иллюзии глубины и прорыва плоскости стены.

Развитие получают мозаики, ею покрывались полы. Плоскость пола членилась при помощи орнаментальных полос (меандр, пальметта, акант, лотос) на отдельные клеймы, в которых изображались мифологические персонажи и сцены. Под влиянием Востока в убранство интерьеров вошли ковры, которыми устилали полы жилых комнат.

Греческая мебель. Греческие столяры владели технологией рамочно-филенчатой вязки, гнутья дерева под паром, интарсии, токарного дела. В Греции появляется рубанок. Основные породы дерева для мебели : клен, орех, кедр, самшит, слива, черное дерево, реже использовалась бронза. (бронзовые кровати)., мрамор (мраморные столы и алтари).

Типы мебели в периоды архаики и классики невелико. Корпусная мебель: сундуки – ящики на ножках с двускатной крышкой. Стенки таких ларей покрывались орнаментальной росписью (меандр, пальметты) Мебелью для сидения служили табуреты, стулья, кресла. Распространены табуреты с четырьмя точеными ножками – дифлос. Из Египта был заимствован складной табурет с Х-образными ножками.

Популярны стулья клисмос, с изящным выгибом передних и задних ножек, составляющие лекальную кривую со спинкой. Также стулья изготовляли из древесины, отдельные части скреплялись металлическими скобами и деревянными накладками. Встречаются тяжеловесные кресла с ножками в виде звериных лап.

Ложа - клине разнообразны по форме. Клинэ имели высокие до одного метра высокие дощатые ножки, причем две опоры были выше, чтобы поддерживать наголовник с подушкой и заканчивались волютами. Известны низкие кровати с изогнутыми ножками, заимствованные из клисмоса.

Обеденные столы имели прямоугольную и круглую формы, были на трех или четырех ножках, заканчивались звериной лапой. Использовались дерево, бронза, Также были распространены курильницы – трилигатерии, канделябры для масляных светильников, писты – цилиндрические банки для хранения мелких предметов.


6087783191918052.html
6087863817547509.html
    PR.RU™