К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу.

14. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя (Левит. 19, 18).

15. Если же друг друга угрызаете 5) и съедаете 6), берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

Гл. V. 1.Вывод из сказанного ясен: если Галаты, как христиане, дети не рабы, а свободной, рождены на свободу, то и должны стоять в свободе, тем более, что Сам Христос даровал нам эту свободу, уничтожив пришествием Своим все значение закона, как только пестуна ко Христу. Не зачем, таким образом, опять восстанавливать его значение – и подвергаться его игу.

З) Далее Св. Павел грозит Галатам, потерею спасения, если они станут подзаконниками (2-6).

2. Как бы так говорит Св. Павел: лжеучители, верно, натолковали вам, что вы не спасетесь, если не обрежетесь (ср. Деян. 15, 1), а я говорю вам, как Апостол Христов (ср. I, 1), именем Его (ср. Лук. 10, 16) говорю вам: если вы для своего спасения примите обрезание и прочее из закона, то не получите спасения от Христа и погибнете. Эту мысль Апостол раскрывает далее.

3. Апостольским словом говорю всем вам – и иудеям и язычникам, желающим обрезания: кто обрежется, тот тем самым становится подзаконником – и должен исполнять весь закон, потому что обрезание есть обязательство ко всему закону. А исполнить весь закон ни мы, ни отцы наши не могли; кто же не исполнит всего закона, тот состоит под клятвою его (Гал. 3, 10). Итак, кто обрежется, тот подпадает под клятву закона и тому не будет никакой пользы от Христа. Каким образом?

4. Христос освобождает от этой клятвы законной и спасает только тех, которые, признав виновность свою пред Богом, в Нем одном ищут своего спасения верою; тех только Он и спасает, в тех только вселяется и благодать от Него Св. Духа. А так как вы надеетесь спастись обрезанием и, вообще, законом, то тем самым отстраняете от себя Христа и спасающую Его благодать, и делаетесь поэтому беспомощными в своей работе.

5. Мы же, истинные христиане, ни на чем не основываем своего спасения, кроме веры в Господа Спасителя, нас ради воплотившегося и пострадавшего, чтобы избавить нас от клятвы закона. За веру нашу Он посылает нам благодать Св. Духа, которая делает нас правыми, святыми, богоугодными и достойными вечного блаженства, на что мы и надеемся, в полной уверенности, что получим. Это созидает в нас духовное служение Богу. В чем же оно состоит?

6. В христианине, созидаемом Духом Божиим, все исходит из сердца, полного веры, дышащего любовью. Внутреннее настроение необходимо выражается и во вне, но внешнее – обрезание ли, или не обрезание, само по себе ничто пред Богом. Оно ценно только от того духа, с каким совершается, так что, если взять всю жизнь в совокупности, то имей ты одно внутреннее без внешнего, ты все имеешь; имей же ты одно внешнее, без внутреннего, ты ничего не имеешь. Все твое внешнее без внутреннего ничего не значит во Христе Иисусе. Тот только и есть избранник Христов, кто полон веры и дышит любовью. Что значит – вера действующая (слав.: споспешествуема) любовью? – Значит то, что в христианской жизни вера и любовь неразлучны, - любовь в вере, вера в любви находят оживляющие их начала. От момента разделения их начнет угасать истинная христианская жизнь, - христианин при одной вере, или любви, только по имени будет христианином. Так и должно быть. Слившись духом благодати по вере с Господом, христианин почерпает из Него полноту любви, которая, по природе своей, требуя выражения, вся до самоотвержения наливается на сочленов единого во Христе тела, братского общества христианского. Таков дух жизни о Христе Иисусе.



И) Наконец, Св. Павел убеждает Галатов возвратиться на правый путь веры и жизни тем, что они пока еще не далеко уклонились от него и им легко возвратиться к нему и в мыслях, и в жизни (7-12).

7. Путем христианской веры и жизни, указанным вам, говорит он, вы шли быстро и успешно. Стоило ли слушать каких-то пришельцев из Иудеи, чтобы склониться к их внушениям и не верить и не держаться более возвещенного вам учения?

8. Апостол хочет внушить им: ведь вы были же убеждены в истине Евангельской? Не насильственно она была навязана вам? Бог послал меня к вам, я предложил вам проповедь Евангелия, вы убедились в ее истине, - приняли учение. Это было делом вашей свободы, - убеждение не от Призвавшего вас. Так теперь поступайте и обратно – сами пошатнулись в своем прежнем убеждении, сами же и бросьте ложь, внушаемую вам, и возвратитесь к истине, пока еще это легко для вас, - еще немного уклонились с правого пути.

9. На укор Апостола, что они с убеждением в истине, проповедуемой им, приняли веру христову, Галаты как бы возражают: да мы и теперь убеждены в ней, а то, что, послушав других, приняли кое-что – субботы, новомесячия и пр. (4, 10), так это не важно и говорит об этом не стоит. Апостол на это и отвечает: мал квас все тесто квасит. Немного приняли иудейского, но все свое оквасили иудейством, повредили целость веры, и она уже не может приносить вам всей спасительности. К тому же это немногое может повести и к большому: зло заразительно.



10. Впрочем Св. Павел по откровению Господа надеется, что Галаты образумятся, будут думать, как он, усвоят его образ воззрения на иудейство и будут поступать соответственно тому; а смущение их, кто бы они ни были, понесут наказание от Бога, по суду Его, за соблазны (ср. Лук. 17, 2). Его образ воззрения на иудейство неизменный.

11. Что Св. Павел неизменно держался своих убеждений на закон иудейский, это доказывает гонения его от иудейских ревнителей закона, для которых учение о кресте устраняло закон Моисея, и было соблазном. Не проповедуй Св. Павел о ненужности закона – или обрезания для спасения, и его учение о кресте не соблазняло бы их так, как теперь, и они не гнали бы его.

12. Св. Павел как бы высказывает надежду ради Господа, что Галаты на этот раз послушаются его послания, - отстранятся от иудейских лжеучителей. Но если лжеучители останутся между ними, то, кто знает, не соблазнят ли они чем снова доверчивых Галатов? Поэтому Св. Павел как бы молится о том, чтобы смутьяны удалены были из среды их.

III. Часть третья – нравоучительная (V, 13-VI, 10).

В Нравоучительной части послания не трудно заметить три отдела: в первом (V, 13-25) указывается общее начало христианской деятельности; во втором (V, 26 – VI, 6) определяется, как должны вести себя совершеннейшие в христианском обществе, как руководители других, менее совершенных, как последние должны относиться к первым; в третьем (VI, 7 – 10) означается сильнейшее побуждение к жизни духовной и всякой добродетели.

I. Общее начало христианской жизни (V, 13-25).

Это общее начало вкратце можно выразить так: во Христе Иисусе вы освободились от ига закона, но не затем, чтобы жить по воле плоти: и здесь возлагается на вас иго, но не закона, а любви; посему пребывайте в деятельной взаимной любви и проводите духовную жизнь в борьбе с страстями и похотями.

13. Закон определял всякий шаг иудея, и тот к этому привык и знал, что делать в том, или другом случае. Когда же освободился от уз закона, то стал в недоумении – как же ему теперь действовать? Свобода после стеснения ведет к разнузданности, - чувствуется сильный позыв вкусить побольше всякого рода удовольствий. Особенно знать это надо относительно чувственных удовольствий, в жертву которым и отдается, обычно, свобода. Но тут начинаются новые узы, еще больше пагубные прежних. В предотвращение этого Св. Павел и предостерегает Галатов: смотрите, чтобы свобода ваша не послужила поводом к поблажке чувственности. Вот вам занятие: служите друг другу, помогайте в делах, вразумляйте и утешайте. Это будет самое лучшее употребление свободы, - оно займет вас и доставит вам удовольствие гораздо большее, чем другое; только делайте все это с любовью. Это тоже иго, но оно легче и приятнее законного.

14. Ибо и по духу ветхого закона любовь к ближним есть сущность всего закона: возлюби ближнего твоего, как самого себя, и ты исполнишь весь закон Божий. Но самые ревностные подзаконники не могли своими силами исполнить этого; ибо воспламенить сердце любовью может только благодать Святого Духа, даруемая по вере во Христа Господа. Правда, и подзаконники с любовью оказывали ту или другую услугу ближним; но этими услугами и ограничивалась их любовь. Христианская же любовь не ограничивается какими-либо отдельными случаями и услугами, но постоянно действует в сердце, сама ищет случая оказать услугу и не тем только, которые сами милы и расположены к нам, но и всем без различия людям (Мф. 5, 44), и не по предписанию закона, а свободно, из потребности духа. Но почему Св. Павел говорит только о любви к ближним, а не любви к Богу, которая должна быть у христианина прежде и преимущественнее той? Любовь собственно одна – к Богу, а ради Бога – к ближнему. Но Св. Павел, видимо, хочет указать характерный признак этой любви: кто любит ближнего своего, которого видит, тот и Бога любит, и наоборот – кто не любит ближнего, тот и Бога не может любить.

15. Если в любви залог благоденствия, то без нее настанут раздоры, насмешки друг над другом, оскорбления – угрызения, порицание чести – снедание, что поведет к взаимному истреблению: благоденствие ваше разрушится. Может быть, начало ему уже и положено; любовь взаимная, может быть, уже начала охладевать между Галатами, поэтому Св. Павел счел своим долгом предупредить их о последствиях этого охлаждения.

1. Слав.: «возбрани»; - с греч.: столкнул с пути.

2. Не покорились истине; с греч.: не верят более истине, не стоят в прежних убеждениях.

3. Слав.: «препрение»; - с греч.: убеждение, склонность к перемене мыслей, легкомыслие.

4. Слав.: «развращающие»; с греч. букв. – сдвигающие с места, в переносном – нарушающие порядок, приводящие в беспорядок мысли, возбуждающие против истины.

5. Угрызаете с греч. – оскорбляете насмешками, бранью.

6. Снедаете – собст. попираете, перен. – подвергаете опасности жизнь и честь (Пс. 26, 2; Иов. 19, 22, 31).

16. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,

17. ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.


6087486103136484.html
6087575596243174.html
    PR.RU™