Источники древнеиндусского права. Дхармашастры и артхашастры

Источники древнеиндийского права - сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и

артхашастры — трактаты о политике и праве. Понятие дхармы многогранно. Это и религиозная добродетель, и

мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса, регламентирующих

различные стороны его жизнедеятельности. Дхармашастры, составленные брахманами сначала для обучения своих

учеников, со временем были не только признаны авторитетными источниками права, но на определенном этапе даже

вытеснили артхашастры, взяв из них то, что относилось к собственно праву. Включение в дхармашастры правовых

тем и предписаний явилось вначале прямым следствием определения дхармы царя (раджадхармы) как охранителя

мира и порядка. Практически ни одна дхармашастра не может быть датирована более точно, чем в пределах двух-

трех веков, ибо эти брахманские произведения строились по традиционным канонам, свойственным литературе

данного жанра, комментирующей священные книги индусов — веды, с неизменными ссылками на древних мудрецов.

Старейшие дхармашастры — Гаутама, Баудхаяна, Апастамба, Васиштха, носившие название дхармасутр (сутра —

нить), появились, видимо, в начале второй половины I тысячелетия до н. э. и на рубеже нашей эры. На их основе

возникла обширная литература собственно дхармашастр — Манусмрити, или Законы Ману, Яджнавалкьясмрити

(далее также — Яджнавалкья или Ядж., II—III вв. н. э.), Нарадасмрити (III—IV вв. н. э.)1. Законы Ману, содержание

которых чаще всего воспроизводилось в более поздних произведениях этого жанра, среди других дхармашастр

занимают особое место.

Появление ЗМ и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в

Древней Индии, которая стала все больше испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам

практического применения. Если в дхармасутрах в основном рассматривались деликты — преступления против

личности: убийство, прелюбодеяние, оскорбление, воровство, которые объединялись общим понятием «химса», то в

более поздних дхармашастрах все большее внимание стало уделяться договорным и имущественным отношениям,

ответственности за их нарушение. Правовые нормы в этих дхармашастрах были более упорядочены,

классифицированы. Начиная с ЗМ, они стали строиться на основе 18 поводов судебного разбирательства. Особое

место среди источников права Древней Индии на определенном этапе ее истории занимала литература светского

жанра, относящаяся к науке политики, — артхашастры. Одно из таких произведений, дошедших до нас, представляет

собой научный трактат об искусстве политики и управления государством, приписываемый Каутилье, советнику царя



из династии Маурьев Чандрагупты. В этом произведении содержатся обширные сведения, имеющие прикладной,

деловой смысл: об администрации и финансах Древней Индии, судопроизводстве, организации суда, преступлениях

и наказаниях.

Главное содержание Артхашастры - рассмотрение дхармы царя, внутренней и внешней политики, в центре внимания

которой стоит понятие государственной выгоды, пользы (артхи), отодвигающей на второй план и религиозную

мораль, и греховность правонарушения, и необходимость религиозного искупления. Важное значение для изучения

права имеет книга III КА — «Область деятельности суда», логически связанная с книгой IV «О поддержании

общественного порядка». В книге III легко найти отражение 18 поводов судебного разбирательства, известных

дхармашастрам, но в ней более полно представлена картина правовой системы страны. Здесь в логико-тематической

последовательности рассматриваются вопросы, касающиеся судебного процесса, брака, наследования,

собственности, обязательственного права и проч. Как бы ни было велико значение писаных памятников права в

Древней Индии, следует отметить, что на всех этапах развития страны за обычаем признавалась роль приоритетного

источника права. В дхармашастрах содержатся отсылки к обычаю и в общей декларативной форме, и по

конкретным нормам права.

Обычай (ачара, адачара) трактовался в плане поведения «добрых, благоразумных людей» в соответствии с моралью,

общественной пользой. Постепенно под влиянием ряда факторов, в частности непрекращающегося воздействия на

общинно-кастовую систему соседствующего с индийскими общинами первобытного окружения, установилась

практика, что не только одобренный брахманом обычай, но и всякий другой (в том числе обычай шудр и лиц,

имеющих смешанное происхождение, а также жителей завоеванных стран) мог признаваться в царских судах.

На отдельных этапах эволюции правовой системы Древней Индии менялось отношение к царскому узаконению,

повелению (эдикту) как источнику права.

2.Великая Хартия Вольностей 1215 года



Великая Хартия Вольностей (Magna Carta Libertatum) 1215 года принадлежит к числу правовых памятников,

сыгравших огромную роль в английской политической и правовой истории. Она появилась в пору расцвета

феодализма в качестве документа, выражающего в своем содержании преимущественно требования класса феодалов

— духовных и светских. Однако в начале XVII века Великая Хартия Вольностей приобрела более широкое значение

— английские политические деятели, боровшиеся против произвола королевской власти, придали этому документу,

излагающему права и вольности высших сословий английского феодального общества, значение конституционного

установления, то есть юридического акта, закрепляющего права и вольности всего населения Англии. В частности,

ссылки на Великую Хартию Вольностей как на правовой документ, в котором объявлены и узаконены гарантии

личной свободы всех подданных короля, были включены в текст "Петиции о праве", представленной королю Карлу I

английским парламентом 2 июня 1628 года. Рассмотрение истории создания Великой Хартии Вольностей позволяет

не только правильно определить классовую сущность этого документа, но и создает предпосылки для установления

его юридической природы. На основании содержания преамбулы к Хартии и большинства ее статей (в особенности

ст. 1) можно сделать вывод, что перед нами акт, изданный по инициативе короля Иоанна. "Знайте, — восклицает Его

Величество, — что Мы, по Божьему внушению и для спасения души Нашей и всех предшественников и наследников

Наших, в честь Бога и для возвышения Святой Церкви и для улучшения королевства Нашего, по совету

достопочтенных отцов Наших Стефана Кентербэрийского архиепископа... во-первых, дали пред Богом свое

согласие..., чтобы английская церковь была свободна... Пожаловали Мы также всем свободным людям королевства

Нашего за Нас и за наследников Наших на вечные времена все нижеписаные вольности..." Таким образом,

английский король Иоанн представляет Великую Хартию Вольностей в качестве юридического акта, исходящего

исключительно от его королевской персоны, якобы озаренной Божественным внушением. Среди всех хартий XII-XIII

вв. в Англии Хартия 1215г., именуемая Великой, представляет собой наиболее обширный список не только

материальных, но и отличающихся новизной политических требований, предъявленных королю. Её

юридическим источником можно считать, прежде всего феодальный обычай, на соблюдении которого настаивают

многие статьи Хартии, а также Хартию Генриха I, к которой, по некоторым данным, обращались и Иоанн, и бароны

во время переговоров и в ходе всего конфликта. Основным же отправным документом для Хартии 1215г. Являлись

так называемые Баронские статьи – петиция баронов, датируемая предположительно 10 июня 1215г. и

представляющая собой перечень «статей, о которых бароны просят и на которые король даёт согласие».

Окончательная редакция Хартии позволяет судить, что Баронские статьи подверглись значительной

редакционной обработке и некоторым дополнениям, хотя основное содержание их осталось неизменным.

Великая Хартия Вольностей есть настоящий мирный договор между воюющими сторонами, есть настоящая

капитуляция. Если бы мы даже не знали обстоятельств, при которых была издана Великая Хартия, то сам

текст не оставляет в этом ни тени сомнения как в целом, так и в некоторых своих отдельных статьях,

трактующих о выдаче королём взятых им заложников, о роспуске им наёмных отрядов и т.п. Хартия 1215г. была

обширным политическим документом, состоявшим из 63 статей. Хартия содержала многочисленные уступки и

привилегии главным образом в интересах класса феодалов. Баронам и рыцарям она обеспечивала наследственное

обладание их феодами и уплату умеренных вассальных платежей «согласно обычаю». Оригинальный текст

Хартии1215г. изложен на латинском языке, без подразделения на статьи, и не имеет чёткой системы изложения.

3. «Постоянный эдикт» в Древнем Риме

Магистраты в силу принадлежащей им власти могли устанавливать обязательные правила (эдикты). Особое значение

для развития частного права получил преторский эдикт. Изданный претором эдикт имел силу в течение того года,

пока претор выполняет свою должность, и назывался поэтому edictum perpetuum. Этим он противополагался

распоряжениям претора по отдельным делам. С окончанием полномочий претора терял силу и изданный им эдикт.

Вступал в силу эдикт, изданный следующим претором. Но это не означает, что каждый претор издавал совершенно

новый по своему содержанию эдикт. Поскольку были найдены формулировки, удовлетворяющие интересам

господствующего класса в данный период, эти формулировки переходили из одного эдикта в другой, и эта часть

эдикта называлась edictum tralaticium. Вновь прибавленные к эдикту постановления назывались edictum novum. Так

непрерывно развивалось римское частное право.


6084184181734252.html
6084220057048661.html
    PR.RU™